Сфера digital развивается стремительно, и умение строить экологичные отношения в социальных сетях становится все актуальнее. Что делать в своем аккаунте Инстаграм, чтобы не нарушать онлайн-этикет?
Есть в жизни сферы, которые не имеет смысла транслировать на широкую аудиторию, особенно если у вас 1000 и больше подписчиков. В своей основной массе эти фолловеры для вас чужие, и среди них наверняка есть те, кто не желает вам добра. С Интернет-троллями сталкивался каждый активный пользователь соцсетей – эти люди по своей сути токсичные, и общаться с ними бесполезно. Чтобы никто не мог воспользоваться информацией о вашей личной жизни, четко разделяйте конструктивное, рабочее, и интимное.
Создайте закрытый аккаунт для друзей, и там публикуйте семейные, дружеские фото, снимки питомцев и фотокарточки завтраков с любимым, а в публичном реализуйтесь как эксперт в своей специальности и просто представительный человек. Разделение профилей – это стандартная практика у управленцев по всему миру, берите пример.
Ваше окружение вовсе не обязано знать детально, что у вас стоит на полочке в ванной или чем вы ужинали вчера. Иногда даже самые эстетичные снимки еды могут раздражать, как и косметические обзоры. Если не хотите отписок – ограничьте число «аппетитных» постов или загружайте все в сторис.
Фотографии самого себя уже не кажутся чем-то глупым, но по-прежнему могут намекать на самолюбование автора и его острой потребности в одобрении. Сократите количество селфи, и делайте их только в подобающих местах – не в уборной, не в лифте с зеркалом, не в постели.
Соцсети могут становиться площадкой для размышлений вслух и даже выступать в формате онлайн-дневника. Однако чрезмерное увлечение собой (и только собой) способно отпугнуть подписчиков. Даже если вы не представляете какой-то бизнес и ведете собственный lifestyle-аккаунт, очень важно в нем демонстрировать взаимодействие с другими людьми и участие в офлайн-событиях.
Проявите уважение и не выкладывайте в сеть фотографии без разрешения других людей на снимке, особенно, если они неудачные, или если все, кроме вас, вышли плохо. Потратьте пару минут на согласование и получение разрешения (или запрета). Если человек не хочет, чтобы его видели люди на этой фотокарточке, прислушайтесь и не выставляйте ее. Максимум – можете обрезать других людей, если это выглядит нормально.
Суть проста: чтобы не забивать эфир только своими фото и информацией о себе, чередуйте контент: один пост – о вас, четыре следующих – о других сферах и событиях, которые вам интересны. Перерыв позволяет разнообразить ленту, не раздражая фолловеров самодовольством. Вы можете сказать: мой аккаунт – мои правила, однако раз уж у вас есть публичная страница, будьте готовы менять концепцию.
Восклицательные знаки, капслок, смайлики – все это можно использовать в тексте поста и даже в переписке по работе, однако в меру. Они помогают передать тон и смысл написанного, отразить реакцию (например, эмодзи с улыбкой может означать «я не обижен», «я пошутил»). Не переборщите с ними, иначе текст покажется восторженным, экзальтированным и глупым.
Даже если вы передвигаетесь по городу и сильно торопитесь, найдите время на звонок или нормальное текстовое сообщение. Доводы, что голосовые – это удобно, лгут. Самый большой минус – в уведомлениях не видно даже части содержания, как это бывает в обычных сообщениях. Не всегда человеку удобно прослушать аудио в общественном месте или дома, а значит, даже немного углубиться в ваш вопрос он не сможет.
Записывайте аудиосообщение только по предварительной договоренности. Например, если вы хотите рассказать подруге что-то интересное, а писать лень. Предупредительное сообщение отправьте текстом: «Привет, К., я хочу тебе рассказать, как мы поговорили вчера с О. Долго набирать, запишу голосовое – будет время, послушай!». Вежливо и без спешки. В бизнес-коммуникации голосовые сообщения невозможны и некорректны.
Работодатели и вузы позаимствовали западную практику просматривать страницы потенциальных сотрудников и учащихся в социальных сетях. Начните отслеживать, что публикуете, уже сейчас – возможно, в будущем ваша репутация сыграет вам на руку. Если вы сформируете о себе мнение, как об этичном, эрудированном человеке со вкусом, то сможете смело делиться ссылкой на свой профиль, без необходимости «чистить» ленту и удалять провокационные посты.
Удалите сомнительные с точки зрения морали фото, проверьте, не нарушаете ли вы авторское право и другие законы, почистите неуважительные комментарии в адрес предыдущих работодателей. Откройте доступ к своей странице и дайте возможность писать в Директ важным для вас людям.
До того, как становиться активным пользователем новой социальной сети, познакомьтесь с профилями ваших знакомых, чтобы оценить тренды и тон сообщений. Это поможет вам ограничить неуместный контент. Не стоит добавлять в LinkedIn всех друзей, в Твиттере рассказывать о ссоре с мамой, а в Инстаграм – вещать об аналитике или корпоративных ценностях.
Даже если человек выключает на ночь уведомления или читает их утром, даже если у вас возникла блестящая идея или назрело предложение, не пишите все это после 21.00 (иногда и раньше) и до 9.00 (до 10.00 в выходные). Многие люди не выключают звук, и вы можете разбудить их или нарушить отдых, к тому же никто не обязан работать по вечерам или ночам и отвечать на ваши месседжи. Проявите терпение и напишите утром. Можно создать черновик или запланировать отсроченное сообщение – оно отправится автоматически в указанное вами время.
Как бы вам ни хотелось приукрасить реальность (а Инстаграм способствует желанию выделиться и показать, что у вас все отлично), не стоит преувеличивать ее даже на толику – это может вскрыться и сыграть с вами плохую шутку. Например, вы измените свою прошлую должность на немного более привлекательную, а ваш потенциальный начальник проверит информацию, позвонив вашему прежнему руководству. Мелкий обман насторожит работодателя, и вам откажут в вакансии.
Выполнение перечисленных правил – залог экологичного общения в социальных сетях и этичной самопрезентации в аккаунте.